Общественное Объединение «Профессиональное объединение независимых экспертов недр ПОНЭН»

Переход на стандарты KAZRC — ожидания и риски (MINEX 2023)

Фрейман Г.Г., Уразаева С.Б., Еньшин Н.В.

1. Текущее состояние внедрения Кодекса KAZRC.

Важная роль перехода на международные стандарты отчетности по оценке минеральных ресурсов и запасов для увеличения притока инвестиций в геологическую и горнодобывающую отрасли Казахстана была признана на всех уровнях государственного управления страны еще в 2012 году в Концепции развития геологической отрасли до 2030 года.

За истекшее десятилетие в этом направлении проделана большая и весьма сложная работа, получен ценный опыт и достигнуты принципиально важные результаты.

К ним относятся в частности:

  • признание в 2016 году казахстанского кодекса стандартов KAZRC международным Комитетом по стандартам публичной отчетности о минеральных ресурсах и запасах CRIRSCO, как позднее и его обновленной версии в 2021 году;
  • признание ПОНЭН международным комитетом CRIRSCO, а также индивидуально отдельными его членами;
  • законодательное закрепление применения недропользователями стандартов KAZRC в Кодексе «О недрах и недропользовании» РК (далее КоНиН) при подготовке отчетов об оценке минеральных ресурсов и запасов ТПИ и урана при переходе на этап добычи;
  • включение стандартов KAZRC в листинговые правила обеих казахстанских фондовых бирж (KASE и AIX МФЦА);
  • рост численности членов ПОНЭН до 325 человек по состоянию на 1 апреля 2023 года, из которых 106 человек являются самосертифицированными Компетентными лицами (далее КЛ). (рис.1, 2);
  • Рис.1 Численность членов ПОНЭН (с распределением по регионам) на 01.04.2023 г.

  • по состоянию на конец 2022 года Комитетом геологии приняты 80 отчетов, подготовленных в соответствии с Кодексом KAZRC, как членами ПОНЭН, так и членами других международных признанных профессиональных организаций (RPO) (рис.3);
  • разработка «Методических рекомендаций по подготовке отчетов KAZRC», а также приложений – Рекомендаций по видам геологоразведочных работ в 2022 году с целью повышения качества отчетов (рис.4);
  • внедрение Регламента проведения предварительного интервью для кандидатов в Компетентные лица ПОНЭН с целью повышения требовательности к их самосертификации с текущего года. Кандидаты в КЛ должны продемонстрировать соответствие их понимания уставных документов ПОНЭН и требований Кодекса KAZRC (нормам принятым международным комитетом CRIRSCO) и ответственности за их соблюдение (рис.2);
  • внедрение практики проверки отчетов KAZRC с 2022 года, по аналогии с тем, как это проводится в большинстве RPO - SAMREС – ЮАР, JORC – Австралия, CIM – Канада и др. Проверку выполняет Комиссия Исполкома ПОНЭН по подготовке отчетов KAZRC с привлечением опытных Компетентных лиц согласно утвержденного Положения, регламентирующего порядок проведения таких проверок. Цель проверок - повышение качества отчетов Компетентных лиц ПОНЭН.
  • Рис.2 Компетентные лица ПОНЭН

    По результатам проверок отчетов, многие из них возвращались на доработку. Причина этого заключается в том, что большинство казахстанских Компетентных лиц еще не имеют достаточного опыта по подготовке отчетов по международным стандартам.

    К принципиальным аспектам возвращения отчетов на доработку относятся недостаточность данных разведки (низкая подтверждаемость результатов исторической разведки, недостаточный объем заверочных работ), неудовлетворительные (или недостаточные) данные контроля качества и достоверности опробования и аналитических данных и др. (рис.3). Проверка отчетов, составленных Компетентными лицами, привела к выводу, что упрощение формата подготовки отчетов (отсутствие требований приложения большого объема графических приложений на бумаге, а также многих томов подсчётных табличных приложений), и существенное сокращение процедуры приемки отчетов KAZRC Комитетом геологии, отдельными казахстанскими КЛ были восприняты также как основание для снижения требований к обоснованности излагаемой в отчете информации, что является очевидным заблуждением и безусловно приводит к ухудшению качества отчетов.

    Рис.3 Распределение отчетов KAZRC по видам полезных ископаемых и основные критические вопросы

    Рис.4 Методические рекомендации по подготовке отчетов KAZRC и рекомендации по видам геологоразведочных работ

    Ключевой задачей для разъяснения стандартов KAZRC отраслевым специалистам, включая представителей госорганов, ВУЗов, НИИ - является регулярное проведение обучающих семинаров в оффлайн и онлайн формате по тематике передовой мировой практики геологоразведочных работ и отчетности. В этой работе активное содействие Ассоциации KAZRC и ПОНЭН оказывается со стороны профильной кафедры КазНИТУ им. К.И.Сатпаева. Всего в течение 2016-2022 гг обучение прошли 782 специалиста, преимущественно из компаний недропользователей.

    Процесс внедрения стандартов KAZRC, начатый в 2016 году с момента вступления Казахстана в международный комитет CRIRSCO неуклонно поддерживается Главой государства, что отражается в ряде его прямых поручений. В частности, в Указе Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2021 года № 659. О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года в П.10 отмечена задача «Внедрения международной системы стандартов отчетности по ресурсам и запасам твердых полезных ископаемых по шаблону СRIRSCO и принципа первой заявки по выдаче лицензий на недропользование по всей территории Республики Казахстан».

    Согласно КоНиН в конце текущего года завершается переходный период на стандарты KAZRC и в связи с этим часть представителей отрасли и госорганов, опасаясь полного отказа от привычной системы советской классификации ГКЗ и режима налогообложения, активно инициируют вопрос о продлении переходного периода на стандарты KAZRC и, соответственно, продления совместного сосуществования двух стандартов отчетности. Основным аргументом на многочисленных совещаниях в профессиональных ассоциациях и Уполномоченном госоргане являлись опасения по возможному снижению налоговых поступлений в бюджет. При этом, никаких расчетов, сравнений, обосновывающих озвучиваемые ими опасения не приводилось.

    Ассоциация KAZRC и Исполком ПОНЭН, напротив, подчеркивают, что принцип налогообложения (НДПИ или Royalty) является одним из многих модифицирующих факторов, которые анализируются и применяются при разработке ТЭО на разных стадиях оценки проекта. Применение либо НДПИ, либо Роялти никак не влияет на количество Ресурсов и Запасов при оценке по стандартам KAZRC и, соответственно, на размер налоговых поступлений. Объём налоговый поступлений определяется ставками, устанавливаемыми государством.

    При этом, Ассоциация KAZRC и ПОНЭН неоднократно обращали внимание на то, что после завершения переходного периода, добычные объекты, которые разрабатываются на основе запасов, утвержденных ГКЗ, и по которым нет необходимости проведения переоценки Минеральных Ресурсов и Запасов по стандартам KAZRC, могут, как и прежде, отражаться в госбалансе в разделе запасов ГКЗ до их полной отработки, либо до принятия решения самим недропользователем о переоценке минеральных ресурсов и запасов по KAZRC.

    Учитывая необходимость усиления взаимодействия государственных органов, отраслевых ассоциаций АГМП, АПГО, KAZRC, ПОНЭН, и недропользователей для решения имеющихся проблемных вопросов и для успешного завершения переходного периода, разработана «Дорожная карта полного перехода на KAZRC c 01.01.2024 г.», созданы три Рабочие группы по различным направлениям завершающей стадии переходного периода.

    2. Ожидания и риски

    В условиях жесткой конкуренции за инвестиции на мировом рынке минерального сырья любое продление переходного периода до полного внедрения кодекса KAZRC, однозначно будет воспринято потенциальными инвесторами как изменение государственной политики в отношении интеграции Казахстана в международную систему и стремление Комитета геологии сохранить систему ГКЗ с целью контролирования как процесса, так и результатов оценки минеральных ресурсов и запасов.

    Система ГКЗ, которая надежно обслуживала отрасль при советском госпланировании, в новых реалиях безнадежно устарела. 30-летняя постепенная деградация системы ГКЗ, в связи с уходом огромного числа опытных специалистов, привела к фактической утрате контроля качества. К примеру: ни работниками ГКЗ/МКЗ, ни независимыми экспертами ГКЗ никогда не проверяются ни координаты, ни скважины, ни пробы, которые участвуют в подсчете запасов. Поэтому текущая система ГКЗ может допускать любые отклонения (вплоть до фальсификаций), связанные как с качеством, так и с самим фактом существования объекта. Об этом прекрасно знают инвесторы и поэтому ни одна зарубежная компания не доверяет результатам разведки, если она велась в соответствии со сложившейся за последние 30 лет практикой ГКЗ. Необходимо подчеркнуть, что текущее состояние системы ГКЗ радикально отличается от системы ГКЗ советского образца, где контроль качества был еще жестче и стоил дороже, чем сегодня обходится контроль качества по международным стандартам. В этой связи достаточно упомянуть хотя бы одно неукоснительное требование советского ГКЗ, выполнение которого было обязательным при разведке месторождений третьей группы по сложности геологического строения – заверка данных бурения проходкой подземных горных выработок тяжелого типа (шахты, штольни) не менее чем на двух горизонтах, с обязательным отбором десятков валовых проб массой по несколько тонн каждая.

    Простые числовые примеры очень наглядно показывают хронологическое изменение количественного (и параллельно качественного) состояния ГКЗ. В момент создания ГКЗ Республики Казахстан в 1993 году численность штатных работников этого подразделения Министерства геологии и охраны недр составляла более 40 специалистов. В качестве руководителей ГКЗ, а также начальников отделов и главных специалистов были привлечены наиболее опытные геологи по направлениям, которые имели огромный опыт разведки месторождений и подсчета запасов с утверждением в ГКЗ СССР. По состоянию на 1990 год (и по плану на 1991 год) годовой объем государственного финансирования геологического изучения недр Казахстана составлял 1,0 млрд долларов США, реализацию которого обеспечивали 80 тысяч работников, которые трудились в составе 52-х геологических экспедиций нашей страны. Соответственно число специалистов высокого уровня было примерно на два порядка больше, чем их осталось сегодня. При этом, также надо иметь в виду, что данная статистика не включает специалистов горной индустрии.

    После ряда весьма разрушительных отраслевых реорганизаций в конце прошлого и в начале текущего века, ГКЗ существенно потеряла как в численном, так и в квалификационном составе. Дальнейшие, еще более непродуктивные отраслевые преобразования, окончательно понизили статус этого подразделения уполномоченного органа. В результате этого деструктивного процесса произошла подмена понятий современного ГКЗ и ГКЗ советского периода, в связи с чем созданы инструменты для манипулирования понятием ГКЗ. Преимущества ГКЗ, которые действительно были в советском прошлом, полностью прекратили свое существование. Это, в первую очередь, 100%-е государственное финансирование всех геологоразведочных работ, наличие огромного числа высококвалифицированных специалистов, что обеспечивало и приросты запасов и новые открытия т.п. Современное ГКЗ, ввиду постепенного снижения профессионального уровня всех участников подготовки отчетов и их рассмотрения, с годами превратилась в систему коллективной безответственности, которая, вкупе с отсутствием собственного практического опыта подготовки отчетов с подсчетом запасов действующими работниками ГКЗ, а также недостаточной квалификацией многих авторов отчетов, присутствием практики аффилированности и договорных отчетов представляет большую угрозу для дальнейшего развития отрасли.

    В сложившейся ситуации, к большому сожалению, эволюционный путь, предлагаемый некоторыми специалистами, совершенно непродуктивен. С каждым годом, увы, тех кто знал лучшую практику отечественного отраслевого прошлого, становится физически все меньше. В то же время появляется большое количество молодых геологов, которые работают, как в зарубежных, так и в ведущих казахстанских компаниях, где активно внедряется передовой международный опыт. Таким образом, по-нашему мнению, сегодня лучшая мировая практика проведения геологоразведочных работ становится более доступной, чем практика стандарта ГКЗ (в понимании далекого прошлого). А поскольку новое поколение специалистов, не располагающих опытом практики ГКЗ (в лучшем понимании этого стандарта) количественно уже резко преобладает над специалистами старой школы, этот переход для них не представляет такой сложной психологической задачи, которая стоит перед старшим поколением. В сложившейся ситуации продление совмещенного сосуществования двух разных стандартов будет являться серьезным тормозом повсеместного внедрения лучшей мировой отраслевой практики.

    В контексте обсуждения вопроса о внедрении международных стандартов отчетности в Казахстане, не лишне напомнить, что многие месторождения, в первую очередь с иностранным участием, в течение последних 20-25 лет, параллельно оценивались по кодексу JORC, как для внутреннего пользования (для обеспечения понимания актуального потенциала месторождения), так и для выхода на биржу.

    Многие предприятия и компании в Казахстане уже полностью перешли на практику подготовки отчетности по KAZRC по сути эквивалентного JORC / NI 43-101, поэтому большая часть недропользователей Казахстана практически готова к полному переходу на международные стандарты. Например, компании Казцинк и Алтыналмас уже переоценили все свои объекты по стандарту KAZRC, как добычные, так и разведочные, компания Полиметалл Евразия планирует это сделать в текущем году. Можно выделить очень ограниченный список предприятий, по которым сложно оценить ресурсы KAZRC по высоким категориям в связи с многодесятилетней историей работы на объектах и отсутствием полных и достоверных данных по разведке и горным работам (что связано с некачественной экплоразведкой), или вообще в связи с их утратой. Но, с другой стороны, например, по таким крупнейшим месторождениям, как Риддер-Сокольное и Жезказган, в свое время, базу данных собирали в течение не менее 10 лет, т.к. было наработано огромное количество данных, необходимых для переоценки запасов. До этого момента, при всем желании, невозможно было бы актуализировать запасы этих месторождений ни по одному из стандартов.

    На основе изучения лучшей мировой практики в горно-добывающей отрасли, показывающей, что более 80% инвестиций в геологоразведку ТПИ приходится на проекты, в которых применяются международные стандарты CRIRSCO, можно с уверенностью утверждать, что только полный переход на стандарт KAZRC, начиная с 01.01.2024г, прекращение практики двойных стандартов (KAZRC и одновременно ГКЗ), при дальнейшем развитии корпуса казахстанских Компетентных лиц, позволит обеспечить существенное повышение инвестиционной активности в геологоразведке Казахстана, что, в свою очередь, приведет к открытию новых месторождений.

    Презентация к статье